К О Р Н Е С Л О В Вторник, 22.08.2017, 23:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Какие еще свойства присущи понятию «живой»? Наукой было выявлено, что это клеточное строение (не свойственно вирусам), наличие в составе органических веществ, дыхание, передвижение (не свойственно растениям), размножение, наследственность, преобразование окружающей среды, выброс продуктов переработки питательных веществ в окружающую среду, раздражимость, и др. Совокупность этих свойств составляет наше ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о жизни и о живом (иногда представление называют английским словом «концепт»). Независимо от того, насколько полным является наше представление о живом, признак понятия «живой» будет неизменным: питание свойственно ВСЕМУ живому, и ТОЛЬКО живому.

 

Для сравнения посмотрим, как определяют «жизнь» толковые словари. В толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова находим:

 

ЖИЗНЬ, и, ж. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Ж. мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Ж. человека.

 

Первое определение нам ничего не дает, поскольку содержит синонимы, которые в свою очередь определяются как «жизнь»:

 

СУЩЕСТВОВАНИЕ, я, ср. 1. только ед. Жизнь, бытие.

 

БЫТИЕ (бытиё разг), я, мн. нет, ср. 1. Существование, реальность. Б. определяет сознание. Движение – форма бытия материи. Ленин. 2. Жизнь, существование (устар., теперь ирон).

 

Второе определение вводит понятие «организм», в определении которого опять идет ссылка на понятия «живой» и «жизнь»:

 

ОРГАНИЗМ, а, м. [от греч. organon – орудие] (книжн). 1. Живое тело, существующее самостоятельно и состоящее из согласованно функционирующих сложных частей, органов.

 

ЖИВОЙ, ая, ое; жив, жива, живо. 1. Такой, который живет, в котором есть жизнь; противоп. мертвый.

 

Таким образом, смысл понятия во всех  этих толкованиях остается нераскрытым. Толковый словарь не толкует – он намекает (да и то в лучшем случае).

 

Следует отметить, что, согласно второму принципу объективного подхода, определение понятия не должно содержать никаких элементов оценочности (исключение составляют субъективные качества – красивый, плохой, хороший, вкусный). В тех случаях, когда дается толкование веществу, предмету, действию, состоянию, явлению или объективному качеству, эмоционально-оценочный элемент значения, как субъективную информацию, не корректно включать в толковый словарь. В этих случаях эмоции и оценки несут избыточную информацию и затрудняют восприятие сути объекта, которая всегда нейтральна. В природе нет хорошего и плохого, красивого и некрасивого, приятного и неприятного. Это не означает, что у значения не может быть коннотаций – нет, они имеются в культуре и менталитете носителей языка, но не для всех носителей языка отражают справедливую оценку предметов и явлений, так как носят исключительно субъективный характер. Смысл предмета или действия не может быть «хорошим» или плохим», тем не менее, смысл нередко трудно различить под толстым ворохом коннотаций. Пример: «ругательные» толкования понятий баба и мужик, в которых часто осуществляется подмена смысла оценками («невоспитанный», «грубый» и т.д.).

 

Может ли одно и то же понятие обозначаться разными словами? Конечно. Если мы назовем жизнь греческим словом ζωή (зои) или немецким das Leben, иностранцы нас поймут, но нужно помнить о том, что в результате отхода от этимологии признак может быть утерян. Потеря признака ведет к путанице между близкими понятиями, например, страна, родина, и государство; мнение и убеждение; намерение и стремление; и т.д. В русском языке смысловые связи между словами очень четкие и интуитивно понятные, в связи с чем их интересно прослеживать именно на материале русского языка и родственных славянских языков. Как астроному не безразлично, при помощи какого прибора изучать звездное небо (примитивных линз или мощного телескопа с диаметром несколько метров), человеку, как правило, не безразлично, какой инструмент использовать при познании мира. Этим объясняется наш интерес к этимологии русских слов.

 

Попробуем дать определение еще одному интересному понятию, продемонстрировав на его примере важность обращения к этимологическим связям, – понятию БОРЬБА.

 

ЭТАП ПЕРВЫЙ. 

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПОНЯТИЯ К КАТЕГОРИИ ЭСЕ.

 

1. Является ли борьба ВЕЩЕСТВОМ?

Нет, так как она не имеет постоянного атомного состава.

2. Является ли борьба ПРЕДМЕТОМ?

Нет, так как она не имеет длины, ширины, объема и веса.

3. Является ли борьба ДЕЙСТВИЕМ?

Да, поскольку она имеет направленность, и ее можно повторить многократно.

4. Является ли борьба СОСТОЯНИЕМ?

Нет, так как состояние не может быть направлено на внешний предмет, а борьба – может.

5. Является ли борьба ЯВЛЕНИЕМ?

Нет, так как явление не имеет направленности, а борьба – имеет.  

6. Является ли борьба КАЧЕСТВОМ?

Нет, так как она не может быть выражена сильнее или слабее.

7. Является ли борьба ВЕЛИЧИНОЙ?

Нет, так как она не является элементом существующих систем измерений и не поддается числовому выражению.

 

ВЫВОД: борьба – это ДЕЙСТВИЕ.

 

Заглянем в словарь В.И. Даля:

 

«БОРОТЬ, барывать кого, осиливать в борьбе, одолевать борючись; валять, ломать, бросать наземь, пытая силы и ловкость, или же в драке. -ся с кем, борухаться зап., борюкаться южн. схватясь с противником, шутя или в бою, в драке, один на один, стараться повалить его, свалить наземь. Выражая взаимность и полное равенство действия, гл. бороться может счесться начальным, а гл. бороть последовательным: бороть только можно борясь…».

 

ЭТАП ВТОРОЙ.

НАХОДИМ СВОЙСТВА ПОНЯТИЯ.

 

Слово БОРЬБА подобно словам СУДЬБА, ГУЛЬБА, ВОРОЖБА было образовано при помощи суффикса БА (производное от «быть») от древнего корня БР (ВР), лежавшего в основе таких слов, как БРАТИ/БРАНЬ и  ВРАГ/ВОРОГ (от ст.-слав. вьргати («бросать», «кидать») – действие отторжения, ассоциируемое с изгнанием врага; изврьгати («выбрасывать», «изгонять»).


Для первобытного человека, наделенного от природы уникальным звуковым аппаратом, словообразование было не просто способом самовыражения – оно было способом взаимодействия с окружающим миром. Поэтому ему было важно как можно точнее имитировать происходящее явление. Первое слово было простейшим звукоподражанием, второе слово было образовано от первого посредством проведения ассоциативной связи. В основе многих слов человеческой речи лежала имитация звуков:

 

1. Природного явления: раскатов грома (ГР), шуршания листвы (ШР);

2. Производимых при контакте человека с другим предметом: звуков сдираемой с дерева коры (КР), звуков трения одного предмета о другой (ТР);

3. Производимых человеком в определенной ситуации: звуков втягивания носом воздуха (ЧУ), звуков выдыхаемого из легких воздуха (ДХ), храпа (ХР) или сопения (ПС/СП), звуков отторжения врага (враждебные БР, ВР), звуков детской речи (МА-МА, БА-БА, НЯ-НЯ, ТЯ-ТЯ), и др.

 

Сам древний корень br был образован не случайно – его звуковой состав словно имитирует действие отторжения чего-то внешнего («брысь»). Звонкий межгубный звук б, при произнесении которого воздух не втягивается в ротовую полость, а словно бы отталкивается, отторгается, в сочетании с грозным, рычащим р создают впечатление запугивания, отбрасывания и гонения от себя чего-то неприятного, враждебного, представляющего опасность. Это подтверждают производные от этого корня в разных языках:

 

болг. бoря – мучить, одолевать

польск. диал. broc sie, bruc sie – бороться, состязаться

др.-русск. бороти – воевать

русск. борoть – осиливать в борьбе, одолевать борючись

ст.-укр. бороти – осиливать

укр. борoти – бороть, одолевать

блр. барoць – бодать; барoцца – боротъся, бодаться

лит. bárti, barù – бранить

др.-исл. beria – бить; beriask – бороться

ср.-в.-н. bern – бить, стучать, наступать

лат. ferīo, -īre – бить, рубить, колоть

алб. bie – бью

ст.-слав. вьргати – бросать, кидать; изврьгати – выбрасывать, изгонять

др.-прус. wargs – злой

готск. wrikan – преследовать

лат. urgēre – угнетать, гнать

лит. vargas – беда

словенск. vrȃg – дьявол, черт

словацк. vrah – убийца

польск. wróg – враг

англ. war – война

 

(Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н.Трубачева. – М., 1979. – Вып. 6. Стр. 213-214. А также «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера).

 

Итак, мы имеем следующее свойство: БОРОТЬ – значит, осиливать, одолевать (преодолевать силы противника). Следовательно, получаем определение БОРЬБА – это преодоление сил противника.

 

Есть еще один интересный момент. Производными от слова БРАНЬ, вероятно, являются также слова РАНА, УРОН, ДОБРО (добытое в борьбе, захваченное), БРАК, БРОСАТЬ, БРАНИТЬ. Как мы видим, все эти слова связаны друг с другом не только буквенным составом, но и смыслом – все они имеют то или иное отношение к отторжению чего-то нехорошего, к противодействию ему. На фундаменте одного и того же смысла была выстроена целая цепочка слов: от глагола БОРОТЬ был образован глагол БЕРЕДИТЬ («тревожить», «причинять боль»), впоследствии принявший форму ВЕРЕДИТЬ – ВРЕДИТЬ. Впоследствии от глагола БОРОТЬ путем присоединения к нему возвратного местоимения СЕБЯ был образован глагол БОРОТЬСЯ. Краткий экскурс в историю слова показывает нам, что первоначально слово не было связано с возвратным местоимением СЕБЯ – эта связь появилась на фоне массового «осебячивания» других слов, таких как МЫТЬСЯ, ОДЕВАТЬСЯ, ЧЕСАТЬСЯ, ПЕЧАЛИТЬСЯ, ОБЛИВАТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ и др. (по некоторым источникам, возвратное местоимение СЯ превратилось в суффикс -ся в XVII в.). Слитно ли писалось СЯ, или раздельно, появление этого местоимения служило признаком того, что действие направлено на исполнителя этого действия – то есть на самого СЕБЯ. Позже «хвостик» СЯ стали бездумно присоединять ко всем глаголам подряд, в результате чего мы и имеем сегодня такие странные на первый взгляд слова, как, например, БИТЬСЯ, СРАЖАТЬСЯ, СТУЧАТЬСЯ, ПЛЕВАТЬСЯ, РУГАТЬСЯ, ЗНАТЬСЯ, ПОДЛИЗЫВАТЬСЯ, КУСАТЬСЯ и БОРОТЬСЯ, а также ПЫТАТЬСЯ и ДОБИВАТЬСЯ. Слитное написание СЯ вводит в заблуждение – слову приписывают новый смысл, никак не связанный с действием, направленным на себя.

 

ЭТАП ТРЕТИЙ.

НАХОДИМ ПРИЗНАК ПОНЯТИЯ.

 

БОРЬБА – преодоление сил противника,

 

где

ПРОТИВНИК – это субъект, оказывающий нежелательное физическое воздействие на объект;

а ПРЕОДОЛЕНИЕ – это действие, направленное на прекращение действия противника.

 

 ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ.

ВЫПОЛНЯЕМ ПРОВЕРКУ.

 

Является ли данное условие достаточным? Выполняем «примерку» к определению других близких понятий:

 

… – преодоление сил противника.

 

Под это условие могут также попасть также оборона и сопротивление, но оборона предполагает создание и размещение средств защиты (от «борона»), а сопротивление – это скалярная физическая величина.

 

Таким образом, условие «преодоление сил противника» является достаточным.

 

Все понятия нашего сознания разделяются на реальные и фантастические. Реальные понятия имеют непосредственную связь с материальным миром. Любое понятие о веществе, предмете и явлении имеет соответствие в материальном мире. Любое действие осуществляется над предметами материального мира. Любое состояние или качество характеризует вещества и предметы материального мира. Любая величина служит для измерения и численного выражения предметов и явлений материального мира. Все, что вне материального мира – фантастическое, производимое фантазией человека, не имеющее никакого материального содержания. Фантастические понятия – это мыльные пузыри, имеющие оболочку из представлений, но пустые внутри. Это понятия-химеры. К ним можно отнести все или большинство понятий с абстрактными (размывающими суть) суффиксами и окончаниями -изм, -ство, -ственность: карьеризм, монархизм, марксизм, одиночество, представительство, попустительство, ответственность, дружественность, женственность/мужественность, а также некоторые слова, оканчивающиеся на -ость: бренность, мертвенность, преданность, жертвенность. Химерам можно приписать любые – какие угодно – свойства, и многие из них имеют целые нагромождения свойств, поскольку каждому человеку они мерещатся по-разному.

 

В данной статье мы разбили процесс мышления на условные единицы. Минимальной единицей мышления является СВОЙСТВО, которое появляется не просто так, с бухты-барахты, а является результатом чувственного восприятия окружающей действительности. Совокупность свойств образует ПРИЗНАК, который, приобретая языковое выражение, превращается в ПОНЯТИЕ. Совокупность свойств называется ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ может быть ПОЛНЫМ (с признаком) и НЕПОЛНЫМ (без признака). На этапе превращения ПРИЗНАКА в ПОНЯТИЕ происходит образование СЛОВА, которое является логическим продолжением СВОЙСТВ(а) ПОНЯТИЯ, произрастает из них. Для того, чтобы сформулировать определение понятия, нам необходимо найти СВОЙСТВА (необходимые условия) и ПРИЗНАК (достаточное условие). Для установления СВОЙСТВ мы обращаемся к истории слова, а для нахождения признака – к «примерочному» методу. И пусть эта методология не принесет нам никакой практической пользы, по крайней мере, будет что сказать при ответе на вопрос «Вам не стыдно?» (с). Ведь стыдно должно быть только тому, кто ничего не делает. J

 

Ничего не утверждаю и готов отказаться от своих слов.

(с)

 

 См. также памятку "11 правил формулирования определений"

 

 

 

Архив новостей

Друзья сайта
  • Гражданская инициатива
  • Грин-центр
  • Устье Речи
  • Будущие граждане
  • Ленгвиздика

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz